?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

К нам в класс приходил СЕО JetBlue. Надо сказать, что давно меня люди не поражали в корпоративной Америке - я имею в виду, приятно не поражали.



Предыстория. Как известно, фактически единственной прибыльной американской авиащлинией в последние двадцать лет была и есть SouthWest.Хрестоматийный случай, во всех бизнес школах оскомину набивший, этакий Вол-март авиалиний: дешево и сердито. Без предписанных мест, без еды-питья, по местным маршрутам и дешевым аэропортам, используя самолеты одной модели дабы ремонт-поддержание-проверка перед рейсом дешевле были. И безумно дешевые билеты, рассчитанные на тех, у кого обычно альтернатива - автобус или машина, а не другие авиалинии.

Так вот, Давид Нилиман (Neeleman) создал авиалинию фактически "по образу и подобию" в Юте, продал ее SouthWest за 25 миллионов. Ему было 32 года. Единственный раз, когда SouthWest купил другую компанию, но надо сказать очень успешно - полная и безболезненная интеграция. Нилман подписал non-compete и стал вице-президентом, его по началу в преемники СЕО прочили. Однако, не сиделось мужику спокойно - начал мутить спокойную водичку, выступать с десятком рац-предложений в месяц и объяснять, привыкшим к тихой жизни, гордым и довольным управляющим SouthWest, где они теряют или скоро будут терять деньги. И как лучше. Говорят, не мог спокойно сидеть на корпоративных митингах - нервно рисовал на бумажке DSW: don't say a word. <Не произноси ни слова>. Они нашли, как лучше - уволили его через 7 месяцев.
Cвязанный соглашением о неконкуренции, он не мог двинуться в авиацию - организовал компанию по технологии заказа авиа-билетов через Интернет. А потом продал ее HP и организовал JetBlue.

JetBlue отличается от SouthWest, как Таргет от Уолл-Марта: попытка предложить не только низкую цену, но и максимальное удовольствие от полета. Первые сделали кожаные кресла - стоят в два раза дороже, но и служат в два раза дороже, а главное моются (СЕО однажды летел в кресле со следами мочи) . Телевизоры с каким-то сильно двузначным числом программ в каждом. Новые -европейские - самолеты: помимо высокой амортизации еще и качество сервиса (больше места) плюс экономия топлива и на 20 кресел больше, чем в Боинге. Как и в SW - одна модель самолетов, что дает быстрый оборот между рейсами. Заказ билетов через телефонисток-надомниц в Юте. Льготные договора с рядом аэропортов, начиная с JFK (полет вне пиковых часов, обслуживания ранее недообслуженных маршрутов, типа Рочестера). Использование технологий везде, где только можно - первые ввели электронные билеты, план полета файлится пилотом с лаптопа, а не 15-ю клерками в печатном виде и т.п. И, одна из главных черт - кадровая политика.

Зарплаты пилотов ниже, чем во всей индустрии. Зато есть опционы - и акции продолжают расти. Пилоты имеют лаптопы и не возятся с бюрократией - у нас в классе два бывших пилота, говорят, это имеет значение. Равно как и стабильность работы, что редко в индустрии. При этом пилоты помогают после рейса убирать самолет, чего не допустил бы ни один профсоюз. Потому что главное: до сих пор JetBlue не охвачен профсоюзами. Никакими.

У них очень сложный путь отбора персонала - разработана система признаков и ценностей, людей тестируют, проверяют references, и т.д. Созданы гибкие условия компенсации - например, несколько способов оплаты для стюардесс, один - для подрабатывающих студенток (в частности, компенсация жилья, позволяющая жить в НЙ, меньше часов) , другая - для работающих мам, дающая возможность иметь одну ставку на двоих и гибко делить время, и т.д. И еще у них нет увольнений - даже если компания не приносит прибыль в квартал - но об этом позже.

За счет всех этих мер они держат самолет в воздухе на несколько часов в сутке больше, чем остальные линии, добиваясь колоссальной экономии.


Это предыстория - теперь про их СЕО.

Эпизод 1.
Он часто летает - разносит со стюардессами голубые чипсы и распрашивает пассажиров, что не так.
- Многие не хотят есть чипсы, потому что сидят на низко-углеводной диете. Орешки (peanuts) мы сразу решили исключить - из-за аллергий со смертельными последствиями. Оказывается, миндальные орехи их фактически не вызывают - я нашел поставщика миндаля в закрытых упаковках по 40 центов, позвонил с борта нашей начальнице поставок, пусть прорабатывает....
- Грузили мы тут с грузчиками чемоданы и долго мучились рассматривая, где время вылета, чтобы более срочные сначала погрузить. Я позвонил <название отдела>, попросил, чтобы они изменили систему маркировки и отныне большими цифрами на наклейке время вылета печатали.
- Я был на брифинге работников погрузки - брифинг отвратительный, вода в кулере -теплая, тележку с холодными напитками (мы в жару выставляем) поздно привезли....<рассказ о разборке с ответственным>

Его спрашивают:
- Вот вы летаете, грузите - когда же вы управляете компанией?
- А вы думаете, управлять компанией - это на митингах сидеть? я набрал сильнейшую команду, они лучше меня справляются каждый со своей областью.


Эпизод 2.
- Да, у нас нет увольнений
- You cannot be fired?
- You can be fired - you cannot be laid off ("вас могут уволить за что-то - но не по сокращению штатов")
Самый дурацкий вопрос мне задал МБА в Йеле, когда я там выступал - говорит, а не является ли это несправедливым по отношению к акционерам? Я ему ответил, что по отношению к акционерам справедливо иметь компанию, где людей уважают, а не увольняют-нанимают едва квартальные цифры не сошлись. Я лучше переживу падение прибыли и акций на пару кварталов, но сохраню уважение к людям, на которых стоит эта компания, если они не нужны в том месте, где работают - это моя задача найти им другое применение. Мы слишком тщательно отбираем людей, чтобы ими кидаться.

Эпизод 3.
Зарплата СЕО в JetBlue 200 тысяч. Дэвид Нилиман сдает ее целиком в фонд помощи работникам компании на всякие непредсказуемые случаи. Приводил примеры - у одной женщины дом сгорел, выдали грант на дом и мебель; у другой, телефонистки-надомницы, погиб ребенок, нужны были деньги на похороны. Он не имеет опционов и премий.

- Мне кажется, нет ничего более безобразного, чем копить и выставлять богатство. Мне крайне неприятен СЕО Оракла, как его, Олсен. Я понимаю, мне легко говорить, имея 25 миллионов от продажи первой компании и пары сотен миллионов до которых выросло мое первоначальное вложение в JetBlue. Но я не призываю людей, живущих на зарплату отказаться от денег - я просто считаю, что это безобразно, когда начальство получает безумные премии, членство в клубе, летает на вертолете на переговоры с профсоюзами о сокращении медицинских страховок.
- Я не собираюсь унести с собой деньги в могилу или оставлять их детям. У меня девять детей. Я хочу, чтобы они получили хорошее образование - и все. Я не хочу увеличить общество на девять deadbeats (буквально - мертвецки ленивых, неспособных к деятельности).

Tags:

Comments

( 140 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
enlink
Jul. 10th, 2005 01:33 am (UTC)
wow
karial
Jul. 10th, 2005 01:38 am (UTC)
мы все прифигели - я еще сейчас допишу один эпизод, совсем забыла - про увольнения
ars_longa
Jul. 10th, 2005 01:39 am (UTC)
Соль земли мужик.
karial
Jul. 10th, 2005 01:43 am (UTC)
Арин, я просто таких - чтобы не голый идеализм, а третья успешная компания за спиной и с такими взглядами - просто почти не встречала. Удивительно, да?
(no subject) - ars_longa - Jul. 10th, 2005 01:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - karial - Jul. 10th, 2005 01:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - abbra - Jul. 11th, 2005 03:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karial - Jul. 11th, 2005 04:46 pm (UTC) - Expand
prosto_tak
Jul. 10th, 2005 01:54 am (UTC)
Ужасно интересно!

Такие люди есть, они просто не очень высовываются, в отличие от того же СЕО Оракла Ларри Элиссона.

А в чем разница между Wallmart & Target? Я в них заглядываю не очень часто, но как-то разницы особенно не замечал.
ars_longa
Jul. 10th, 2005 02:16 am (UTC)
В волмарте всегда бардак, а в таргете нет. И что бы я ни купила в Волмарте оказывается совершенно неприспособленным к носке, за редкими исключениями, а из таргета вещи носятся, и носятся хорошо. Хрен его знает почему, внешне вроде как на одной фабрике делали. :)
(no subject) - karial - Jul. 10th, 2005 02:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - karial - Jul. 10th, 2005 02:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - starshoi - Jul. 10th, 2005 03:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - kosolapaya - Jul. 10th, 2005 04:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - starshoi - Jul. 10th, 2005 04:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - karial - Jul. 10th, 2005 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karial - Jul. 10th, 2005 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - prosto_tak - Jul. 10th, 2005 03:35 pm (UTC) - Expand
Пара слов в защиту Ларри - raccoon - Jul. 13th, 2005 06:03 am (UTC) - Expand
_svetka_
Jul. 10th, 2005 02:00 am (UTC)
потрясающе
так вот почитаешь и появляется чувство, что это и есть единственно возможный способ вести успешный бизнес
karial
Jul. 10th, 2005 02:17 am (UTC)
Re: потрясающе
Насчет единственного, к сожалению, не уверена - в силу того, что компаний много, а таких мало. Но вне сомнения, вдохновляет немерянно.
Вдохновляет немерянно - xobotov - Apr. 16th, 2007 06:16 pm (UTC) - Expand
Re: Вдохновляет немерянно - karial - Apr. 16th, 2007 06:39 pm (UTC) - Expand
Re: Вдохновляет немерянно - xobotov - Apr. 16th, 2007 06:54 pm (UTC) - Expand
birdwatcher
Jul. 10th, 2005 02:24 am (UTC)
Одно могу сказать: хорошо, что я не один из девятерых.
karial
Jul. 10th, 2005 02:17 pm (UTC)
Я думаю, они с детства воспитаны - не ждать.
Кстати, я согласна с таким подходом в целом. Я не думаю, что у него это достигнет маразма (наверняка, обеспечена по завещанию жена, воспитывающая 9 детей, и наверняка они что-то получат, по крайней мере, обучение им оплатят). Но, например, у нас тоже с ребенком договор, что она работает и оплачивает себе "жизнь" (одежду-отдых-книжки) во время колледжа- мы платим только обучение и за общежитие-еду, а со второго года - половину последнего. Именно из соображений самостоятельности. Так вот, дочь как раз этим гордится и по-другому не хочет, да и денег наличных уже 4 года не просит, работает - хотя у нас нет финансовых проблем ей помочь. Так что я как раз разделяю подход - сама с 18 лет не взяла у родителей ни копейки.
(no subject) - inostranka - Jul. 10th, 2005 03:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karial - Jul. 11th, 2005 02:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - inostranka - Jul. 11th, 2005 02:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - karial - Jul. 11th, 2005 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - birdwatcher - Jul. 10th, 2005 11:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karial - Jul. 11th, 2005 01:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - birdwatcher - Jul. 11th, 2005 02:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - karial - Jul. 11th, 2005 02:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - birdwatcher - Jul. 11th, 2005 02:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - karial - Jul. 11th, 2005 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - birdwatcher - Jul. 11th, 2005 12:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karial - Jul. 11th, 2005 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lunarrainbow - Feb. 20th, 2007 12:25 am (UTC) - Expand
starshoi
Jul. 10th, 2005 03:14 am (UTC)
Спасибо, Инна, очень интересно. Я за JetBlue давно слежу, как только начал ей летать. До этого была Tower Air (как-нибудь расскажу о ее ПОСЛЕДНЕМ полете, это песня), потом Southwest. Мне очень нравится, то, что и как они делают. Отличия их бизнеса видны невооруженным глазом (и самолеты, и заказ билетов, и рост - начинали с СФО-Кеннеди, сейчас десятки рейсов). А тут ты еще и внутреннюю кухню описала - блеск! Шляпу долой. И личность руководителя (это к нашей предыдущей беседе) - несомненно повлияла.

Напоследок, история :-). Пару лет назад летел JetBlue в НЙ. Рейс задерживался, так как напоследок полностью обшмонали семью с тремя детьми, перелистывали даже детские книжки. Глава семьи оказался моим соседом. Перед ним лично извинились (хотя это была не их вина), аккуратно разместили детей, принесли им игрушки и попить еще на земле. Мы с ним разговорились. Я восхитился компанией. Он оказался пилотом Southwest :-). И признался, что ему конечно же не нравится JetBlue, они же конкуренты. Но как бы он хотел там работать...
karial
Jul. 10th, 2005 02:07 pm (UTC)
Замечательная история, спасибо - очень дополняет.
А еще дополню: о каждом задержанном рейсе, в любое время дня и ночи до сих пор положено сообщить СЕО по телефону тут же. Они каждый задержанный рейс рассматривают как ЧП и расследуют, все ли сделано, чтобы пассажиры продолжали летать компанией. Это даже не из его рассказа - из кейса.
(no subject) - starshoi - Jul. 10th, 2005 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karial - Jul. 11th, 2005 01:55 am (UTC) - Expand
pr_x
Jul. 10th, 2005 03:33 am (UTC)
Ангелы льнут к авиации.
А на шахтах- все наоборот...
karial
Jul. 10th, 2005 02:05 pm (UTC)
:)
whatevergospodi
Jul. 10th, 2005 03:41 am (UTC)
а это не они собираются делать короткие рейсы из аэропорта в аэропорт в одной области - типа из Окланда в Сан Хосе? где-то прочитала статью, что авиакомпания собирается через года 2-3 пускать подобный вид транспорта. и в названии было jet?

ну и спасибо за рассказ, очень вдохновляет!
karial
Jul. 10th, 2005 02:05 pm (UTC)
Они начали с коротких рейсов из JFK, сейчас уже во всю летают в длинные - на западное побережье - и собираются на западном сеть коротких рейсов из Окланда делать. Одна из инноваций их в том, что они отказались от систему хабов (как у Дельты, АА и всех остальны) - когда большинство рейсов стягивает людей, скажем в Даллас (АА), а оттуда распределяет по более мелким городам или, наоборот, пускает большой аэробус в НЙ. Они летают напрямую - но, в отличие от остальных, не стремятся обслужить все города вокруг, а выбирают наиболее выгодные маршруты, с большим пассажирооборотом.
(no subject) - tvguide_khv - Dec. 28th, 2005 02:25 pm (UTC) - Expand
lev_mar
Jul. 10th, 2005 03:43 am (UTC)
Спасибо огромное за такой интересный рассказ! JetBlue - компания , которой мы уже давно пользуемся и очень успешно. Я как-то смотрела
передачу о компании и о David Neeleman Там же рассказывалось, как меняется процесс наема стюардесс. Сейчас все чаще и чаще нанимают на
просто стереотип "красивая, длиные ноги, молодая", но даже 50 летний мужчина имеет лучший щанс быть нанятым, если у него, например, опыт пожарника. Время диктует.
azbukivedi
Jul. 10th, 2005 05:11 am (UTC)
Впечатлилась. Побольше бы таких людей.
karial
Jul. 10th, 2005 02:07 pm (UTC)
И не говори.
unesennyjvetrom
Jul. 10th, 2005 05:45 am (UTC)
Особенно впечатлило, что у него столько детей с таким ритмом жизни.
lelia_br
Jul. 10th, 2005 06:41 am (UTC)
He is probably mormon...
(no subject) - karial - Jul. 10th, 2005 02:09 pm (UTC) - Expand
He is a mormon - lelia_br - Jul. 19th, 2005 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - asper - Mar. 6th, 2007 09:57 pm (UTC) - Expand
maryxmas
Jul. 10th, 2005 06:54 am (UTC)
замечательный мужик.
karial
Jul. 10th, 2005 02:09 pm (UTC)
ага - я тоже восхитилась
morevna
Jul. 10th, 2005 07:40 am (UTC)
редкой адекватности человек
спасибо, это действительно радует:)
karial
Jul. 10th, 2005 02:10 pm (UTC)
в кои-то веки я написала позитив :)))
vinopivets
Jul. 10th, 2005 07:46 am (UTC)
Наш человек!
karial
Jul. 10th, 2005 02:10 pm (UTC)
ага - к дискуссии в предыдущем посте
(no subject) - vinopivets - Jul. 10th, 2005 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karial - Jul. 11th, 2005 02:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - vinopivets - Jul. 11th, 2005 08:32 am (UTC) - Expand
nathan17
Jul. 10th, 2005 08:20 am (UTC)
genius
nathan17
Jul. 10th, 2005 08:54 am (UTC)
спасибо вам!
(no subject) - karial - Jul. 10th, 2005 02:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nathan17 - Jul. 10th, 2005 02:22 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 140 comments — Leave a comment )